Архиепископ Амвросий (Щуров) – человек, родившийся в крестьянской семье, попавшей под государственный пресс в рамках процесса коллективизации. Он с детства на себе испытал все тяготы жизни российского народа. Размышления над смыслом бытия привели к тому, что в 16 лет, выросший в нерелигиозной семье юноша, осознанно принял крещение. И начался его путь в Церкви, продолжавшийся до последнего дня жизни.
18 октября 1977 года состоялась его архиерейская хиротония. С 1977 по 2006 год он был управляющим Ивановской (с 2002 г. Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией. Это были два принципиально разных периода – годы полной зависимости Церкви от государства и годы ее небывалой в Российской истории свободы. Используя возможности второго из них, архиепископ Амвросий стал тем, при ком епархия неузнаваемо преобразилась – в 4 раза увеличилось число приходов, открылись 12 монастырей, духовная семинария. Но главной заботой архиерея был не внешний рост, а души его паствы. Будучи 10 лет на покое, он до самого конца своего жизненного пути практически ежедневно отдавал свои духовные силы тем, кому была необходима его поддержка.
Книг и статей, посвященных жизненному пути архиепископа Амвросия (Щурова) в настоящее время уже немало. Первая из них вышла в свет в 1998 году[1]. Существенное значение для будущих исследователей будут иметь два сборника документов, воспоминаний и материалов[2].
В 2017 году выдержал два издания сборник «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова) (Иваново, 2017. 474 с.; Москва, 2017. 512 с.). В книгу, посвященную памяти архиепископа Амвросия, вошли воспоминаний о нем тех людей, которым дорог почивший архипастырь, биографический очерк о нем, статья, посвященная его архиерейскому служению, фотоматериалы и документы. Он был допущен к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
В вышедший в 2022 году сборник «Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии» вошли документы из его личного архива, архива Московских духовных академии и семинарии, его дела, хранившегося у уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Ивановской области, воспоминания о нем, позволяющие более объемно понять некоторые аспекты его служения, фотоматериалы.
В этих сборниках делались и первые попытки рассказать не только о самом архиепископе Амвросии, но и о его семье – родителях, братьях и сестрах. Однако информация была неполной, не шла дальше родителей.
В данном исследовании по некоторым из ветвей отцовской линии родословная архиерея прослеживается до конца XVII – начала XVIII веков. Тверская генеалогия сложнейшая – это связано с тем, что очень много приходов по тверской земле, где фамилия не писалась до 1917 года. Это самые поздние бесфамильные приходы (среди русских и карельских) по России»[3].
Исследование показывает глубокую связь предков архиепископа Амвросия с Кашинским уездом Тверской земли.
Крестьянские корни оказали большое влияние на формирование личности иерарха. Как он сам впоследствии отмечал, «…всегда отличался хозяйственным духом»[4]. Хотя он и уехал из родной деревни достаточно рано – в 1948 году, когда ему было 18 лет – для поступления в Московскую духовную семинарию, а до начала Великой Отечественной войны некоторое время жил в Москве с матерью Александрой Устиновной и старшим братом Дмитрием, деревенский быт остался для него наиболее понятным. Связанное с ним отсутствие бытовых удобств его не напрягало. Как впоследствии вспоминал архиерей о периоде своего служения в первом его храме в селе Толпыгино в Приволжском районе «…в корыте я мылся 12 лет»[5].
Когда митрополит Антоний (Кротевич) перевел отца Амвросия в Преображенский кафедральный собор г. Иваново, то священник «…все время хотел перевестись из собора обратно в село»[6]. Когда же он был призван к архиерейскому служению, то небольшой в то время дом Ивановского епархиального управления, который стал и его домом «…первое время казался очень пустым. Никак не мог к нему привыкнуть»[7].
Глубокое понимание психологии деревенской жизни, отсутствие страха перед ней, стали причинами того, что, когда в 1990-е годы появилась такая возможность, во время служения архиепископа Амвросия управляющим Ивановской (с 2002 г. Иваново-Вознесенской) и Кинешемской епархией в Ивановской области были открыты многие храмы, находившиеся в малонаселенных и заброшенных населенных пунктах, «нерентабельные», казалось бы, с практической точки зрения, но в некоторых случаях ставшие крупными духовными центрами, как, например, восстановленные фактически из руин древние монастыри в с. Введенье и с. Дунилово Шуйского района, с. Тимирязево Лухского района.
Основную источниковую базу настоящей работы составили материалы фондом государственного архива Тверской области (Фонд 312. Тверская губернская казенная палата, в котором находятся на хранении ревизские сказки и Фонд 160. Тверская духовная консистория, содержащий метрические книги и исповедные ведомости).
Ревизские сказки это переписи податного (то есть обязанного платить налоги) населения, которые составлялись в XVIII – середине XIX веков. В данной работе использовались материалы четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и девятой из десяти ревизий, которые были проведены в Российской империи. С третьей по пятую ревизию указывалось происхождение женщин (из другого населенного пункта или из того, по которому велась перепись, – «старинная той же вотчины»), их возраст на прошлую ревизию, а при переписи семей их родителей отмечалось, куда именно были выданы замуж их дочери. В шестой ревизии женщины не записывались, с седьмой по десятую ревизию для женщин указывали только имя и возраст. Поскольку в ревизиях крестьяне переписывались по дворам, от более поздней к более ранней ревизии можно проследить те перемены, которые происходили в составе проживавших в этих дворах крестьянских семей.
Из изученных материалов ревизий мы видим, что предки архиепископа Амвросия были крепостными крестьянами. Ревизские сказки дают возможность проследить по некоторым линиям его предков до конца XVII – начала XVIII веков. Не всегда данные о возрасте в них точны: само название «сказка» происходит от слова «сказать» – переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.
Точный возраст людей, живших в те эпохи, можно определить только по записям о рождении в метрических книгах: во всех других позднейших документах имеются риски того, что возраст записан со слов, что делавший запись сделал ошибку, которая потом стала считаться правильной датой.
Существенным дополнением к ревизским сказкам при изучении истории рода следует назвать исповедные ведомости – посемейные списки прихожан конкретного храма. В исповедных ведомостях фиксировалось социальное положение, владельческая принадлежность (например, для крестьян и дворовых людей), место жительства, возраст, состав семьи прихожан. В Российской империи около 200 лет ежегодные исповедь и причащение были практически свидетельством политической благонадежности, начиная с указа императора Петра I «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада», изданного в 1716 году. Следует также отметить, что поиск людей по исповедным ведомостям, начиная со второй половины XIX века затруднен, а иногда и невозможен в связи с тем, что согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности.
Метрические книги содержат данные о рождениях, браках и смертях до 1917 года. Записи о рождении содержат имя ребенка, дату рождения и крещения, имена восприемников (крестных), подпись священника, совершавшего крещение. Записи о браке, как правило, содержат имена и возраст жениха и невесты, а также имена поручителей (свидетелей). В записях о смерти указывался возраст умершего и причина смерти. Возраст мог быть указан очень приблизительно, существенно отличаясь от реального, а причина смерти не являлась медицинским диагнозом.
Изучение материалов метрических книг в рамках настоящего исследования позволило найти исходные точные сведения о родителях архиепископа Амвросия, двух его старших сестрах, его деде по отцовской линии и двух его семьях, а также, на основе этих полученных данных продолжить исторический поиск по ревизским сказкам и исповедным ведомостям.
Полученная при проведении исследовательской работы архивная справка архивного отдела администрации Кашинского городского округа дала возможность узнать сведения из похозяйственной книги единоличников Туровского сельсовета Кашинского района, содержащей сведения о семье Щуровых в 1936 году. В ней по каким-то причинам неточно указаны даты рождения членов семьи (на два года меньше Щурову Павлу Семеновичу, на год меньше Щуровой Александре Устиновне, примерно на год больше всем их детям), однако содержится интересная информация о том, когда кто из семьи покинул деревню Киселево и по каким причинам, куда переехал, род занятий.
Родители, братья и сестры.
Будущий архиерей родился 28 марта 1930 года в деревне Киселево Кашинского района Калининской области.
Его родители – Щуров Павел Семенович и Щурова Александра Устиновна. К моменту рождения младшего сына Анатолия у них было еще шесть детей. Матери, Александре Устиновне, когда он родился, было уже около сорока лет[8].
Отец архиепископа Амвросия, Щуров Павел Семенович, родился 10 декабря 1888 года. Его родители – крестьяне деревни Киселево Кобылинской волости Кашинского уезда Семен Петров и его жена Степанида Егорова. Крестил младенца 11 декабря священник Никольской церкви села Турово Александр Воинов. Крестными были крестьянин деревни Киселево Василий Петров и крестьянка из деревни Медведково[9].
В метрических книгах Николаевской церкви села Турово сохранилась запись о венчании 13 января 1908 года крестьянского сына деревни Киселево Павла Симеонова 19 лет и девицы Александры Арсеньевой[10] 18 лет, дочери крестьянской вдовы Агриппины Арсеньевой из деревни Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда[11].
21 февраля 1909 года у них родилась дочь Евдокия. Крестил ее священник Никольской церкви села Турово Иоанн Колтыпин. Мать ребенка указана уже правильно, как Александра Иустиновна. Крестными были крестьянин деревни Киселево Иван Иванов и села Потупова крестьянская жена Анастасия Дмитриева[12]. Уже в советское время по запросу выдавались сведения о рождении Евдокии, в которых указана ее родовая фамилия – Щурова[13], которая не указывалась в метрических книгах. Своего самого младшего брата – архиепископа Амвросия – Евдокия была старше на 21 год.
Следующая дочь Екатерина родилась у Павла Семеновича и Александры Устиновны только 25 сентября 1913 года. Крестил ее 29 сентября священник Никольской церкви села Турово Иоанн Колтыпин. Крестными были дядя Екатерины Григорий Симеонов и крестьянская жена из деревни Володино Евдокия Андреева[14].
Следующим родился Щуров Василий Павлович. По данным похозяйственной книги Туровского сельского совета он родился в 1915 году, но так как там всем членам семьи указано как минимум на год больше, чем на самом деле, можно предположить, что он родился в 1916 году[15].
Имеется информация о призыве П. С. Щурова для участия в Первой мировой войне.
В картотеке бюро учета потерь в Первой мировой войне в Российском государственном Военно-историческом архиве содержится информация о том, что 1 апреля 1916 года рядовой 43 пехотного запасного батальона уроженец деревни Киселево Кобылинской волости Кашинского уезда Тверской губернии Щуров Павел Семенович поступил в Рижский лазарет для челюстных раненых с предварительным диагнозом «болен глазами»[16], а 9 марта 1917 года поступил в 152 команду выздоравливающих в г. Екатеринослав[17].
Мать архиепископа Амвросия, Александра Устиновна Щурова, родилась в 1890 году в деревне Тулово Ванчуговской волости Кашинского уезда. До отмены крепостного права деревня принадлежала дворянам Дурново.
Будущий архиерей был намного моложе своих четырех братьев и двух сестер: брат Дмитрий, после которого родился Анатолий, родился в 1922 году[18].
Щуровы были крестьянами-единоличниками. В сентябре 1934 г. СНК и ЦИК СССР приняли закон о единовременном налоге на единоличника. Взыскание налогов и обязательных поставок с единоличников и колхозов превращалось в бесконечную череду чрезвычайных мероприятий, «мобилизаций», «накачек», судов, конфискаций, штрафов, ссылок. Мясопоставки государству достигали таких размеров, что многие единоличные хозяйства оставались без домашнего скота[19].
Эти события самым прямым образом коснулись и семьи Щуровых. Архиепископ Амвросий впоследствии вспоминал: «……Родители мои в колхоз не вступили и подверглись очень многим репрессиям. ˂…˃ Вспоминаю те трудные годы. Я совсем еще был ребенком, но память все зафиксировала. Это опись имущества, вынос из дома сундуков и всего, что можно было описать. Помню, у нас в огороде была яблоня, и крона ее была столь густой, что под ней прятались от солнца и даже дождя. И там мы скрывали некоторые сундуки»[20].
Попытки утаить какое-либо имущество от описи и изъятие было небезопасно. Как он далее вспоминал: «За то, что мама не отдала лошадь (ее угнал брат, чтобы не описали), ей дали принудительные работы неподалеку от нашего села. Раньше там был монастырь, но после революции его закрыли и организовали на месте этой пустыньки совхоз. И вот там мама вынуждена была работать»[21].
Вскоре, в 1939 году умер Щуров Павел Семенович[22]. Причина его смерти неизвестна, в базах данных репрессированных сведения о нем отсутствуют.
Как вспоминал архиепископ Амвросий, «…а затем все мои старшие братья и сестры, волею судеб Божиих, разбрелись по матушке России, и остались мы с мамой и братом Димитрием. Затем мы переехали в Москву. Там я рос и учился»[23].
Про трех братьев архиепископа Амвросия удалось установить, что они были участниками Великой Отечественной войны.
В похозяйственной книге единоличников Туровского сельсовета Кашинского района Калининской области имеются сведения о хозяйстве Щуровой Александры Устиновны в 1936 году.
Про главу хозяйства Щурова Павла Семеновича указано, что он грамотный, в 1932 году временно выбыл в Москву на работу чернорабочим.
Про Щурову Александру Устиновну указано, что она грамотная и ее профессия «извозчик».
Про их детей указано, что Щурова Евдокия Павловна грамотная, служащая, в 1932 году выбыла на работу в Тетьково. Щурова Екатерина Павловна – грамотная, портниха. В 1935 году выбыла на работу в Кашин в артель «Красный швейник». Щуров Василий Павлович – грамотный, занят в сельском хозяйстве. Выбыл в 1933 году в г. Москву. Щуров Иван Павлович – грамотный, служащий. Выбыл в 1934 г. в Москву. Щуров Павел Павлович грамотный, занят в сельском хозяйстве. Имеется отметка о выбытии в 1935 году, место выбытия не указано.
В 1936 году с матерью в деревне проживали только два сына: Щуров Дмитрий Павлович и Щуров Анатолий Павлович. Хозяйство имело бревенчатый дом и 0,1 гектара земли[24].
Мама будущего владыки прожила долгую жизнь, скончалась 19 октября 1971 года[25].
Из сестер Анатолий лучше общался с Екатериной. Впоследствии, уже став священником, приезжал к ней в Кимры, где она жила вместе с мужем[26]. Когда Екатерина Павловна стала вдовой и состарилась, она перебралась в Иваново к брату-архиерею, в доме которого провела последние годы своей жизни.
Предки по линии отца
В исповедных ведомостях «Кашинского уезда Меньшей слободы Задубровской села Турова церкви Николая Чудотворца» за 1762 год есть сведения о крестьянах деревни Киселево – вдове Наталье Леонтьевой 42 лет (примерно 1720 г.р.) и ее детях Иване 22 лет, Никите 14 лет и Антоне 12 лет[27].
В ревизских сказках 1782 года о жене Никиты Савельева сказано, что она «взята с Кашинского уезда, вотчины княгини Настасьи Федоровны Шаховской с деревни Тросохино с отпускной»[28].
В ревизских сказках за 1795 год имеются сведения о семье крестьянина Силы Васильева, проживавшей в селе Старом той же вотчины, что и деревня Киселево.
Силе Васильеву в 1795 году был 41 год, т. е. примерно 1754 г.р. Его жене «старинной той же вотчины» Катерине Мокевой было 36 лет, т. е. примерно 1759 г.р. Их сыну Андрею Силину было 13 лет, т.е. примерно 1782 г.р. Другому сыну Петру Силину было 3 года, т.е. примерно 1792 г.р. Дочерям – Марии Силиной 5 лет, т.е. примерно 1790 г.р., Аксинье Силиной 1 год, т.е. примерно 1794 г.р.[29]
В ревизских сказках за 1782 год также содержатся данные о семье крестьянина Силы Васильева, проживавшей в селе Старом.
Отцу Силы Васильева, Василию Савельеву, в 1782 году было 59 лет, т.е. примерно 1723 г.р. Матери Силы Васильева Агафье Иевлевой было 60 лет, т. е. примерно 1722 г.р. Имеется информация об их сыне Никифоре Васильеве, примерно 1752 г.р., про которого написано, что он «отдан в рекруты» в 1769 году. Про жену Силы Васильева Катерину Мокееву имеется уточнение, что она «старинная господина моего деревни Калитина»[30].
При этом данные про ее семью в ревизии 1782 года содержатся в разделе, посвященном деревне Киселево. Там значится: «Григорий Самойлов, которому на время предыдущей ревизии (1762 года) было 55 лет, т.е. примерно 1707 г.р., умер в 1766 году. Его жена Акулина Семенова, которой на момент предыдущей переписи было 60 лет, т.е. примерно 1706 г.р., умерла в 1767 году. Их сын Мокей Григорьев с семьей был переведен в деревню Калитино той же вотчины. На момент предыдущей переписи (1762 года) ему был 31 год, т.е. примерно 1731 г.р., его жене Дарье Терентьевой 30 лет, т.е. примерно 1732 г.р.; их детям Лариону 8 лет, т.е. примерно 1754 г.р., Ивану 6 лет, т.е. примерно 1756 г.р., Михаилу 1 год, т.е. примерно 1761 г.р., Катерине 3 года»[31].
В исповедных ведомостях Никольской церкви села Турово за 1850 год содержится информация о проживавших в деревне Киселево крестьянах Феодоре Никитине 54 лет, его жене Ксении Силиной 55 лет, их сыновьях Петре 32 лет, Иване 24 лет, дочери Анне 15 лет.
Запись о рождении их дочери Анны Федоровой сохранилась в метрической книге Никольской церкви за 1837 год[32]. Она родилась 1 февраля 1837 года.
У Петра была жена Татьяна Родионова, как написано 21 года, что не очень сочетается с возрастом их старшего сына Симеона – 10 лет. Младшему сыну Григорию было 4 года.
Жене Ивана Анне Захаровой было 23 года[33].
Петр Федоров был отцом Симеона Петрова – деда архиепископа Амвросия. Что касается матери Симеона, то, если обратиться к ревизским сказкам по деревни Киселево за 1834 год, то можно увидеть, что у Петра Федорова, которому тогда было указано 18 лет, была жена Анна 17 лет. Полный состав семьи был следующий: Федор Никитин 39 лет и его жена Аксинья (Ксения) 39 лет. У них были дети: сыновья Петр 18 лет, Иван 5 лет, дочери Анна 5 лет, Лукерья 4 лет. Петр был уже женат, его жена Анна 17 лет жила вместе с ними[34].
В метрической книге Никольской церкви села Турово есть запись, что Симеон Петров родился 10 апреля 1840 года. Его родители крестьянин деревни Киселево Петр Федоров и его законная жена Анна Иванова. 13 апреля Симеона крестил приходской священник села Турова Федор Львович Волков. Крестными были крестьянин деревни Старово Василий Силин, «деревни Клитина крестьянина Саввы Иванова жена Аксинья Иванова»[35].
В метрической книге Никольской церкви села Турово есть запись о венчании 21 февраля 1834 года крестьянина деревни Киселево Петра Федорова с дочерью умершего крестьянина деревни Старово той же вотчины Анной Ивановой[36].
В ревизских сказках по деревне Старово за 1816 год есть сведения об Анне Ивановой, которой на момент переписи было 2 недели. Ее отцу, Ивану Григорьеву в 1816 году было 23 года, т.е. примерно 1793 г.р. Матери Анны Ивановой Акулине было 25 лет, т.е. примерно 1791 г.р. У Ивана и Акулины было еще два сына: Григорий Иванов примерно 1811 г.р. и Дмитрий Иванов 2 лет, т.е. примерно 1814 г.р.
Там же содержится информация об отце Ивана Григории Степанове 43 лет, т.е. примерно 1773 г.р., матери Ивана Варваре 43 лет, т.е. примерно 1773 г.р.; матери Григория Степанова Ирине 65 лет, т.е. примерно 1751 г.р.
Имеются также сведения о других детях Григория Степанова и Варвары: Фоме Григорьеву было 15 лет, т.е. примерно 1801 г.р., при этом у него уже была жена Арина 16 лет, т.е. примерно 1800 г.р.
Андрею Григорьеву было 11 лет, т.е. примерно 1805 г.р., Трофиму Григорьеву 3 года, т.е. примерно 1813 г.р.; Лукерье Григорьевой было 22 года, т.е. примерно 1794 г.р., Дарье Григорьевой 9 лет, т.е. примерно 1807 г.р., Афимье Григорьевой 7 лет, т.е. примерно 1809 г.р.[37].
В ревизии 1795 года указано отчество жены Григория Степанова Варвары – Ерофеева, а также то, что она «взята из той же вотчины деревни Калитино»[38].
В ревизских сказках 1782 года по деревне Старово имеются сведения об отце Григория Степанова Степане Гаврилове, которому на момент ревизии 1762 года было 19 лет, т.е. примерно 1743 г.р. Он умер в 1778 году. Указано отчество матери Григория Степанова Ирины – Игнатьева. Про нее написано, что она «взята со стороны вдовы Анны Алексеевой дочери Лонской из села Покровского с отпускной».
Также есть сведения о родителях Степана Гаврилова – Гавриле Фролове 64 лет, т.е. примерно 1718 г.р. и Авдотье Федоровой, которой на момент ревизии 1762 года было 43 года, т.е. примерно 1719 г.р. Она умерла в 1770 году.
Содержится также информация о родителях Гаврилы Фролова Фроле Потапове, которому на момент предыдущей ревизии было 70 лет, т.е. примерно 1692 г.р., он умер в 1768 году и Улите Ивановой, которой в 1762 году было указано 80 лет, т.е. предположительно 1682 г.р. Она умерла в 1767 году[39].
В данных ревизии 1795 года по деревне Калитино содержатся сведения о семье Варвары Ерофеевой: отце Ерофее Тихонове, которому на момент предыдущей ревизии (1782 года) было 30 лет, т.е. примерно 1752 г.р. Он умер в 1791 году. Его жене Домне Осиповой в 1795 году было 43 года, т.е. примерно 1752 г.р. Также есть информация о матери Ерофея Тихонова – Афросинье Ивановой, которой на момент ревизии 1782 года было 70 лет, т.е. примерно 1712 г.р. Она умерла в 1791 году.
Про дочь Ерофея Тихонова и Домны Осиповой Варвару Ерофееву в ревизии 1795 года говорится, что она «выдана в замужество в той же вотчины сельцо Старое за крестьянина». Еще про одну их дочь Марину Ерофееву, которой на момент предыдущей ревизии было 4 года, т.е. примерно 1778 г.р., указано, что она выдана замуж за крестьянина деревни Калитино той же вотчины.
Имеются сведения и о других детях Ерофея и Домны: Настасье Ерофеевой примерно 1780 г.р., Гавриле Ерофееве примерно 1786 г.р., Филимоне Ерофееве примерно 1788 г.р., Савелии Ерофееве примерно 1791 г.р.[40].
Если мы обратимся к ревизским сказкам по деревне Киселево за 1816 год, то увидим следующую информацию об этой семье: «Никита Никитин 26 лет с женой Марфой 16 лет. С ними жила мать Никиты Никитина Арина 60 лет. Братья Никиты Никитина Федор 20 лет и Федор 11 лет. У старшего из Федоров была жена Аксинья (Ксения) 23 лет и сын Петр 6 месяцев»[41].
В метрических книгах Никольского прихода села Турово за 1809 год сохранилась запись о браке Федора и Ксении. Из венчали 16 сентября 1809 года. В записи указано, что Оксинья (Ксения) дочь умершего крестьянина деревни Старово Силы Васильева[42]. Анализ других документов показывает, что возраст вступивших в брак был достаточно юный.
В ревизских сказках 1795 года мы также находим сведения об этой семье: «Вдова Варвара Дмитриева 63 лет, примерно 1732 г.р. У нее зять Никита Савельев 48 лет, примерно 1747 г.р.. У него жена Арина (Ирина) Иванова[43] «старинная той же вотчины», как написано 30 лет, но эти данные противоречат ревизии 1782 года, где ей тоже было указано 30 лет, то есть в 1795 году ей было около 43 лет, примерно 1752 г.р. У них была дочь Василиса Никитина, выданная замуж за крестьянина сельца Старое той же вотчины. У Никиты Савельева и Арины Ивановой на момент ревизии 1795 года были еще дети: Никита Никитин 9 лет, примерно 1786 г.р. и Федор Никитин 6 месяцев и дочь Аграфена Никитина 20 лет, примерно 1775 г.р.»[44].
Ревизия 1782 года содержит следующую информацию об этой семье: «Иван Савельев 40 лет. Его жена Ирина Гаврилова 35 лет. У них был сын Дмитрий Иванов 6 лет. Брату Ивана Савельева Никите Савельеву было 35 лет, его жене Ирине Ивановой 30 лет. Их дочери Василисе 5 лет, т.е. примерно 1777 г.р.»[45].
В метрических книгах Никольской церкви села Турово есть запись о дочери Дмитрия Иванова Надежде, которая родилась 25 сентября 1809 года у него и его жены Настасьи Ерофеевой[46].
В метрических книгах Никольской церкви села Турово есть запись о рождении 27 сентября 1809 года у крестьянина деревни Киселево Сергея Антонова и его жены Матрены Кондратьевой сына Алексея[47].
Родители Павла Семеновича Щурова – дедушка и бабушка архиепископа Амвросия по отцовской линии – вступили в брак 15 января 1884 года. В метрической книге Никольской церкви сохранилась запись о венчании крестьянина деревни Киселево Кобылинской волости Симеона Петрова 46 лет и крестьянской дочери из деревни Ордынки Кобылинской волости Стефаниды Егоровой 26 лет. Венчал их священник Александр Воинов. У жениха это был второй брак, у невесты первый[48].
Кроме Павла у них были и другие дети. Через год после свадьбы 16 февраля 1885 года у Семена Петрова и Стефаниды Егоровой родилась первая дочь Евдокия[49].
22 июля у Семена Петрова и Стефаниды Егоровой родился сын Иоанн. Крестил его 24 июля священник Никольской церкви села Турово Александр Воинов. Крестные были из деревни Киселево – крестьянин Василий Петров и крестьянская девица Прасковья Андреева[50]. Этому их сыну не была суждена долгая жизнь: 12 марта 1889 года он умер «от кори»[51].
30 января 1892 года у Семена Петрова и Стефаниды Егоровой родился еще один сын, которого они также назвали Иоанном. 1 февраля его крестил священник Никольской церкви села Турово Павел Виноградов. Крестными были крестьянин деревни Борщово Яков Александров и крестьянская жена деревни Старово Евдокия Дмитриева[52]. И этот Иоанн прожил совсем недолго. 30 июня 1893 года он умер[53]. Причина смерти указана «от поноса», но надо понимать, что в деревнях в то время медицинского освидетельствования умерших не практиковались, причины смерти часто записывались священником со слов обратившихся к нему крестьян.
5 августа 1895 года у Семена Петрова и Стефаниды Егоровой родился сын Григорий. 6 августа его крестил священник Никольской церкви села Турово Павел Виноградов. Крестные были из деревни Киселево – крестьянин Никита Петров и крестьянская жена Агриппина Иванова[54]. Григорий благополучно прошел риски младенчества, в 1913 году был крестным своей племянницы Евдокии[55].
Первая жена Семена Петрова Агриппина Николаева умерла за несколько месяцев до его вступления во второй брак – 22 октября 1883 года «от горячки» в возрасте 40 лет. Исповедовал и причащал ее перед смертью священник Николай Воскресенский, отпевал священник села Забелино Иоанн Москвин[56].
Венчание Симеона Петрова и Агриппины Николаевой состоялось 19 июня 1858 года. Жениху было 18 лет, невесте 14 лет. Метрическая запись отражает статус вступающих в брак – они крепостные. Про жениха было написано, что он «Елизаветы Петровой Карасс деревни Киселево крестьянский сын»; про невесту, что она «капитана Карасса Корчеевского уезда села Троицкого деревни Никитина крестьянка»[57].
Видимо, когда Елизавета Карасс унаследовала от своей матери Екатерины Богдановой поместье, включающее в себя, в том числе деревню Киселево, то были сделаны какие-то шаги, к тому, чтобы проживавшие в ней крестьяне роднились с крестьянами поместья ее мужа, находившегося в другом уезде.
В первом браке у Семена Петрова было тоже много детей.
29 января 1866 года у них родился сын Симеон. Агриппина в этой записи почему-то названа «Ефимиева». Крестил младенца 31 января священник Иоанн Аскепитский. Крестные были из села Турово – крестьянин Михаил Михайлов и крестьянская жена Гликерия Федорова[58].
23 сентября 1868 года у Семена Петрова и Агриппины Николаевой родилась дочь Анна. Крестил ее 26 сентября священник Никольской церкви села Турово Иоанн Товинов. Крестными были крестьянин села Турово Михаил Михайлов и деревни Старово крестьянская дочь Мария Константинова[59].
21 марта 1874 года у Семена Петрова и Агриппины Николаевой родилась дочь Мария. 24 марта ее крестил священник Никольской церкви села Турово Иоанн Товинов. Крестными были крестьянин деревни Старово Филипп Максимов Воронин и деревни Киселево крестьянская жена Анна Максимова[60].
27 июля 1875 года у Семена Петрова и Агриппины Николаевой родился сын Василий. 31 июля его крестил «прикомандированный села Зобнино священник» Иоанн Москвин. Крестными были той же волости деревни Старово крестьянин Филипп Максимов и «крестьянина деревни Киселево Гаврилы Федорова жена» Анна Максимова[61].
5 декабря 1877 года у Семена Петрова и Агриппины Николаевой родился сын Николай. 8 декабря его крестил священник Никольской церкви села Турово Николай Воскресенский. Крестными были крестьянин села Турово Иван Михайлов и крестьянка деревни Киселево Ульяна Игнатьева[62].
16 июля 1881 года у Семена Петрова и Агриппины Николаевой родилась дочь Марья. 19 июля ее крестил священник Никольской церкви села Турово Николай Воскресенский. Крестными были крестьянин села Турово Иван Михайлов и крестьянка деревни Киселево Матрена Ларионова[63].
Дед архиепископа Амвросия по отцовской линии, крестьянин деревни Киселево Семен Петров умер 19 декабря 1903 года в возрасте 64 лет. Отпевал его священник Павел Виноградов[64].
***
После поступления в Московскую духовную семинарию связи будущего иерарха с Тверской землей не прервались: в Киселево, а затем в Кашине жила его мама, Щурова Александра Устиновна, которая прожила более 80 лет, скончалась в 1971 году. В Кимрах долгое время жила с мужем его сестра Екатерина, которую он также иногда навещал.
Тверские корни архиепископа Амвросия оказали влияние на становление его личности и характера; история его рода – тема, еще требующая продолжения своего изучения. Значение его личности выходит далеко за пределы Ивановской области, с которой было связано его священническое и архиерейское служение, и только после его кончины оно начинает осознаваться.
Также и духовное наследие архиепископа Амвросия имеет большее значение, чем это казалось многим при его жизни, и его еще только предстоит раскрыть.
Ряд вышедших с момента его перехода в вечность книг и научных статей, в том числе в ваковских журналах, презентации книг его памяти в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново, Костроме, Элисте, выступления с докладами, посвященными его деятельности на научных конференциях свидетельствуют о том, что духовное наследие архиепископа Амвросия имеет большее значение, чем это казалось многим при его жизни, и его еще только предстоит раскрыть.
Обращение к его жизни и служению ряда художников и писателей, которых они вдохновили на создание художественных произведений, также свидетельствует об этом.
Настоящее исследование, посвященное тверским корням православного иерарха, поможет лучше понять его личность, истоки ее формирования, проявившиеся в его служении Церкви.
Библиографический список:
[1] Федотов А. А. Архипастырь. Иваново, 1998. 43 с.
[2] «Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). / Ред.-сост. А. А. Федотов. Москва, 2017. 512 с.; Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии. / Ред.-сост. А. А. Федотов. Иваново, 2022. 164 с.
[3] Интервью генеалога Виталия Семенова https://zapret-doc.livejournal.com/26166.html (дата обращения 1.11.2023).
[4] Федотов А. А. Архипастырь. Иваново, 1998. С. 8.
[5] Там же. С. 18.
[6] Там же. С. 20.
[7] Там же. С. 27.
[8] Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. К 45-летию архиерейской и 70-летию священнической хиротонии. / Ред.-сост. А. А. Федотов. Иваново, 2022. С. 5.
[9] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 141об.-142.
[10] «Арсеньева» вписано как будто позже и это явная ошибка, потому что «Арсеньева» отчество матери невесты.
[11] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 165об.-166.
[12] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 176об.-177.
[13] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 200 об.
[14] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2411. Л. 52об.-53.
[15] Архивный отдел администрации Кашинского городского округа. Архивная справка № 1167 от 30.10.2023.
[16] Щуров Павел Семенович. Болен. Картотека потерь. Сайт 1914-1918. Памяти героев войны https://gwar.mil.ru/heroes/document/499/?page_id=20751877 (дата обращения 25.10.2023).
[17] Щуров Павел Семенович. Болен. Картотека потерь. Сайт 1914-1918. Памяти героев войны https://gwar.mil.ru/heroes/document/3052/?page_id=21557450 (дата обращения 25.10.2023).
[18] Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. С. 6, 13.
[19] Вылцан М. А. «Надо наступать на единоличника» И. Сталин https://historical-fact.livejournal.com/146006.html (дата обращения 5.10.2023).
[20] «Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Москва, 2017. С. 20-21.
[21] Там же. С. 21.
[22] Архиепископ Амвросий (Щуров). Сборник документов и материалов. С. 9.
[23] «Я возжелал заповедей Твоих». С. 21.
[24] Архивный отдел администрации Кашинского городского округа. Архивная справка № 1167 от 30.10.2023.
[25] Там же. С. 10.
[26] Там же. С. 16.
[27] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-162. Д. 18139. Л. 767 об.
[28] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 808об.
[29] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 145. Л. 489.
[30] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 804об.
[31] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 807.
[32] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14293. Л. 1357об.
[33] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-62. Д. 17692. Л. 1174.
[34] ГАТО. Ф.312. Оп.6. Д. 516. Л. 60об.-61.
[35] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14300. Л. 649об.
[36] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-61. Д. 14291. Л. 1281об.
[37] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 348. Л. 57об.-58.
[38] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 145. Л. 484об.
[39] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 54. Л. 802.
[40] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 145. Л. 494об.-495.
[41] ГАТО. Ф.312. Оп.6. Д. 348. Л.54об.-55.
[42] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-161. Д. 14625. Л. 872.
[43] Дочь Варвары Дмитриевой.
[44] ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 145. Л. 490об.-491.
[45] ГАТО. Ф. 312.Оп.6. Д. 54. Л. 807об.-808.
[46] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-161. Д. 14625. Л. 868.
[47] ГАТО. Ф. 160. Оп. 1-161. Д. 14625. Л.868об.
[48] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 44об.-45.
[49] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 59об.-60.
[50] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 111об.-112.
[51] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 176об.-179.
[52] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 238об.239.
[53] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 281об.-282.
[54] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2409. Л. 26об.-27.
[55] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2411. Л. 52об.-53.
[56] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2408. Л. 27об.-28.
[57] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2406. Л. 13об.-14.
[58] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2406. Л. 189об.-190.
[59] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2406. Л. 243об.-244.
[60] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2407. Л.34об.-35.
[61] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2407. Л. 55об.-56.
[62] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2407. Л. 89об.-90.
[63] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2407. Л. 176об.-177.
[64] ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2410. Л. 20об.