Д. Л. Шукуров Предисловие к монографии А. А. Федотова «Личность и развитие глобализации сквозь призму творчества английских писателей конца XIX – первой половины XX вв.»

Новая книга Алексея Александровича Федотова, известного в России учeного-религиоведа, историка и богослова (вкупе с этими профессиональными ипостасями – культуролога, писателя и журналиста), является органичным развитием предшествовавшей научной работы – «Духовные поиски английских писателей на рубеже XIX-XX веков в контексте формирования глобального мира» (Иваново, 2015). Заинтересованный читатель, безусловно, знает, что многочисленные публикации этого автора каждый раз вызывают большое количество споров, обсуждений, теоретических дискуссий в интеллектуальной среде российского общества. При этом даже при наличии полярных точек зрения и противоположных суждений относительно произведений А. А. Федотова они парадоксальным образом индуцируют консолидирующий общественный резонанс. Автор затрагивает в своих публикациях самые острые проблемы развития современной науки, гуманитарного знания, политики, религии, культуры и литературы – те самые, которые обычно сегодня раскалывают общество; однако в его творческом восприятии эти болезненные темы и актуальные вопросы современности преображаются и находят прочную опору для эвристического разномыслия!

Так, по слову св. апостола Павла, – «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19) – научное и литературное творчество А. А. Федотова, обращаясь к дезинтегрирующим началам культурной жизни эпохи Нового времени, формирует диалектически-антиномическую реакцию на энтропию – стремление найти продуктивные пути преодоления кризиса, основанное на опыте  христианской веры, объединяющем и приводящем общество к согласию, миру, любви и социальной гармонии.

Монография, представленная вниманию читателя, актуализирует животрепещущие темы и вопросы наших дней: возможна ли духовность в современном секулярном мире? каковы последствия модернизации традиционного общества? какова роль и миссия христианской Церкви в жизни современных людей? Однако отличительной особенностью рассмотрения всех этих проблемных и кризисных вопросов в настоящей книге становится неожиданный ракурс анализа, сосредоточенный в большей степени на литературном  материале – творчестве писателей англосаксонского мира.

Этот специфический подход, выраженный исследовательским интересом к проблемам художественной литературы, сопряжен с глубокими культурологическими и даже политологическими интуициями, что придает монографии междисциплинарный характер, а значит и особый статус в контексте современной гуманитарной науки.

Как и предшествующая монография на данную тему, новый труд нельзя назвать ни исключительно литературоведческим, ни историческим или политологическим, а также – богословским, философским или религиоведческим исследованием. У любителей навешивать ярлыки и непременно распределять и классифицировать вполне может возникнуть искушение отнести исследование к разряду культурологических (особенно если культурологический подход понимается в профанированном ключе – как некий тотально-всеобъемлющий эклектизм). Однако исследование А. А. Федотова, несмотря на отмеченные нами ранее культурологические масштабы затрагиваемых идей и концепций, не является и исключительно культурологическим. В центре исследовательских размышлений автора – не просто творчество ряда английских писателей и интеллектуалов в социокультурном контексте современности, а самая суть человеческой экзистенции – проблема жизни и смерти и личной ответственности за выбор между ними.

Выдающийся отечественный ученый, филолог и философ, М. М. Бахтин использовал в своих работах такое понятие как «не-алиби в бытии», подразумевая отсутствие у каждого из нас возможности оправдаться друг перед другом или перед самими собой или даже перед Самим Богом – своей непричастностью к жизни. Мы не можем сказать «нас здесь не было» или «я не имею к этой жизни никакого отношения», «я не причастен к истории», «меня здесь не было и у меня есть доказательство – алиби». У нас нет такой возможности, нет алиби: мы причастны к жизни и человеческой истории в любом случае и несем личную ответственность за жизнь свою, своих родных и близких, знакомых и незнакомых людей, за весь мир и его судьбы…

А как нести ответственность за судьбы мира? Ведь мы же настолько слабы и немощны? Пусть уж лучше эту ответственность несут «избранные» и «гении» – личности исторического масштаба! Нет – отвечает автор настоящего исследования вслед за М. М. Бахтиным – именно мы сами ответственны и за свою судьбу, и за свой выбор, и даже за судьбы мира! Мы сами делаем выбор в пользу добра или зла, а не кто-то посторонний – вместо нас. И в тот момент, когда мы осознанно встаем на сторону добра, нам на помощь приходит Сам Господь, который знает о наших слабостях и немощах и не оставляет нас, а многомерно усиливает наши таланты, способности и возможности.

На мой взгляд, основная коллизия книги А. А. Федотова, посвящённой персоналиям и персонажам английской литературы, состоит в опыте экзистенциального анализа мотивов ответственного и безответственного поведения современных людей, жизнь которых без прикрас и излишнего пафоса, а напротив – со всей неоднозначностью и внутренней сложностью, изображена на страницах произведений таких разных и непохожих писателей и мыслителей англосаксонского мира как Т. Гоббс, Л. Кэролл, О. Уйльд, В. Вульф,  Г. Уэллс, К.С. Льюис, Г. К. Честертон, У. С. Моэм, Дж. Р. Р. Толкин, О. Хаксли, Г. Грин, Дж. Роулинг, А. Тойнби и некоторых других авторов.

Научно-исследовательский дискурс в настоящей монографии имеет свое средоточие – это мысль о Христе и о вере в Бога, которой пронизано разнородное, в первом приближении, повествование в произведениях рассматриваемых авторов.

Другой особенностью  дискурса является убедительно режиссированная и спроектированная А. А. Федотовым яркая хрестоматийность изложения материала, в котором находится место и для сугубо политико-мировоззренческих споров, философских диалогов, эстетических теорий и литературоведческих штудий. Книга может быть полезной не только для высоколобых интеллектуалов и маститых ученых, но и для студентов, расширяющих свой интеллектуальный горизонт, да и просто готовящихся к очередной сессии.

Отталкиваясь от культурфилософских идей, философских и политических интуиций Т. Гоббса, Р. Гвардини, А. Тойнби, Ф. Ратцеля, А.Ф. Лосева, В.И. Вернадского, В. И. Ленина, Д.А. Гобсона и многих других мыслителей ХХ века, А. А. Федотов предлагает оригинальный подход к изучению культурно-исторических закономерностей развития современного общества.

Сквозь призму концепций империализма и глобального мира рассматривается процесс секуляризации исторического христианства, неизбежным результатом которого являются многочисленные кризисы в истории культуры ХХ века: кризис религии, кризис философии, кризис искусства, кризис литературы, кризис мировоззрения. Эта кризисность находит наиболее яркое выражение, с точки зрения А.А. Федотова, в творчестве писателей англосаксонского мира, представляющего вершину развития идеи империалистического мироустройства в эпоху рубежа  XIX – XX веков. Исследователь подчеркивает, что «авторы, аспекты творчества которых были показаны в монографии, возможно и не думали, что их художественные произведения можно рассматривать в качестве источника по историко-культурологическому отражению процессов империализма и глобализации сквозь призму сознания личности, вовлеченной в эти процессы и передающих их общий фон через свое творчество». Однако именно в литературном творчестве английских писателей  со всей очевидностью и остротой проявились духовные поиски нескольких поколений западноевропейских интеллектуалов ХХ века.

Окончательная версия предисловия к настоящей монографии сложилась в исторический не только для Великобритании, но и для всей современной Европы день. Именно сегодня, 24 июня 2016 года, были объявлены результаты плебисцита по вопросу о выходе стран объединенного королевства из состава Евросоюза. Преимущество оказалось на стороне так называемых евроскептиков, т.е. сторонников выхода из состава объединенной Европы. Это, безусловно, сложный и неоднозначный выбор народа, способный повлиять на культурное, политическое, экономическое развитие всего мира. Однако это именно выбор, сделанный с очевидной полнотой экзистенциальной ответственности, о которой мечтали и которую желали, ошибаясь и заблуждаясь, но искренне стремясь к ней, английские писатели и мыслители. Поэтому представленный в новой книге А. А. Федотова опыт прочтения и интерпретации известных произведений писателей-англичан в контексте современных кризисных процессов формирования новой Европы и в целом – глобального мира, я убеждён, является остроактуальным и вызовет чрезвычайный интерес у самого широкого круга читателей.

 

 

Дмитрий Леонидович ШУКУРОВ

доктор филологических наук,   профессор кафедры истории и культурологии Ивановского государственного химико-технологического университета

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *