Роман А.А.Федотова «Кожаные ризы» написан хорошим, литературным, удобочитаемым языком. Потому он и читается легко и непринужденно. Поднятые в нем вопросы — очень сложные для современного читателя. Однако, здесь автор смог найти оригинальную форму для их изложения и донесения до ума и сердца любого человека. Самая большая авторская находка, как нам кажется, это ненавязчивый способ изложения. С его помощью читатель незаметно вовлекается в некий процесс и начинает не только усваивать, то, что ему «разжевал» автор, но и приобретает способность осмысливать прочитанное самостоятельно.
Сложная тема, затронутых в романе вопросов, разбита на короткие и продуманные в сюжетном плане эпизоды. Это делает книгу значительно более легкой для усвоения. В ней очень тонко переплелась и сатира, и глубоко продуманная духовная философия.
В книге А.А.Федотов выступает не только, как автор, писатель и журналист, историк и религиовед, но и как прекрасный полемист, обладающий высокой эрудицией. Все это вкупе придает произведению мощную энергетическую направленность чувств, мыслей и слова.
В унисон с содержанием книги выступают иллюстрации художника Журавлева В. С., удачно и метко отражающие ее содержание.
Весьма точным, нам кажется, является название романа «Кожаные ризы». Это что-то вроде облачения современного человека. Он облек себя в некую практичную оболочку из плоти, по сути, в «кожаные ризы», подверженные неизбежному тлению и смертности. Ум его помрачен настолько, что, как и похотливое тело становится таким же тлетворным, грязным, смердящим и в итоге таким же смертным. А что же душа? Лишь только она может быть нетленной, чистой и бессмертной… Это справедливо только при наличии у человека определенной духовной составляющей.
Вот такой подтекст (если совсем быть краткими) усмотрели мы в названии романа.
* * *
Внутри нас бьется в такт Вселенной сердце,
Сакральный свет пульсирует в крови.
Душе дано в объятиях согреться
Христова Храма солнечной любви.
Пусть Слово верой в душах отзовется,
Заря надежды нас связует с Ним.
Иисус Христос объемлет, словно Солнце,
Сходящий с неба град Иерусалим.
И, еще… Читая роман «Кожаные ризы», невольно ловишь себя на мысли, что он во многом перекликается с «Мастером и Маргаритой» М.А. Булгакова и с некоторыми произведениями Ф.М. Достоевского, а это говорит о сложности, поднятых в нем вопросов.
Действующие лица произведения, путешествуют в пространстве и во времени, поочередно пребывая то в материальном мире, то в духовном. Автору удалось не только коснуться важных тем, волнующих современный мир, но и обнажить сущность человеческой личности в культурологическом, морально-этическом и духовном аспектах.
Адель Адольфовна Пикова, представительница прекрасного пола, пожалуй, встречается практически в каждом учреждении страны. Именно от таких, поднаторевших в подковерных играх, женщин зависит судьба многих талантливых людей, остающихся все время почему-то в тени. Такие надменные «командоры» в юбках и, как правило, с постоянно дымящей сигаретой в руках, с накрашенными до неприличия губами и с чашечкой дымящегося кофе диктуют всем и каждому в отдельности свою норму поведения в обществе.
Не Великий ли Пан вошел, в некотором смысле, в философию В.С. Соловьева и других представителей этого направления, сделавших Софию четвертой ипостасью Бога, что в корне неприемлемо для Православия?!
Кот Карл — это двойник Карла Владимировича, а если точнее, то его глюки, ведущие в иллюзорный мир алкогольного бреда.
В Мухославске и Гадюкине, а, по сути, везде можно встретить своих Заподлянских и Петровых. В романе упоминается завод «Электроконтакт»… На одноименном предприятии в Кинешме мы проработали практически всю жизнь, и можем доподлинно засвидетельствовать, что и там среди нас работали свои Барты и Требушинские.
Вполне очевидно, что нет необходимости перечислять все персонажи романа, поскольку с каждым из них мы довольно часто встречаемся в своей повседневной жизни.
О заключительной же главе романа «Пробуждение», все же следует сказать отдельно… Через образ Боруха Никаноровича и явившихся к нему в палату трех священников автор пытается дать надежду каждому человеку на то, что такой же свет, как тот, что остался от старцев, не исчезнет бесследно. Наступит время, когда этот свет воссияет в душах каждого, и мы все облачимся в нетленные ризы зари духобытия.
Известно древнее изречение Гермеса Трисмегиста из «Изумрудных скрижалей»: «Наибольшее зло для людей — есть незнание Бога». К подобному выводу можно придти после прочтения «Кожаных риз». В каждом человеке, даже если он является атеистом, есть Совесть — Божий свет… Кстати, слово «совесть» имеет такие составляющие, как «Со» — Бог и «Весть» — Его глас.
Стремитесь в творческом порыве
Посеять знаний семена.
Взойдут они на Божьей ниве
И воссияют имена…
Владимир Николаевич Говорков, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской и областных литературных премий
Иван Львович Мягков, писатель, краевед, лауреат и медалист ВДНХ