Гражданские обряды

…Старый профессор и молодой священник сидели на лавочке в церковном дворе.

— Павел Иванович, — сказал священник, — а что такое за гражданские обряды, которые внедрялись в советское время?

— Вы знаете, отец Илья, — усмехнулся профессор, — в жизни и было и есть очень много разных странных вещей. При Хрущеве, во время его антицерковных репрессий, и некоторое время и после его отставки, витала такая идея создать свои советские обряды, которые были бы лучше церковных. Было что-то подобное и на заре советской власти. Здесь нужно понимать, что советские атеистические обряды по сути были пародией на религиозные и их готовили те люди, которые нередко имели церковное прошлое. Давайте, чтобы было нагляднее, расскажу вам небольшую историю…

*****

Секретарь Вшанского райисполкома товарищ Свинаренко выступал на районном собрании работников образования и культуры, требуя усилить антирелигиозную работу в районе. Потрясая внушительного вида кулаком, грузный председатель вещал:

– На дворе 1964 год. Наш дорогой товарищ Никита Сергеевич Хрущев обещал в скором времени показать по телевизору последнего попа, как феномен человеческих бескультурья и необразованности. А между тем, в некоторых селах нашего района до сих пор нередко комсомольцы вместе с родителями справляют религиозные праздники. Среди новорожденных детей много крещеных в церкви. А ведь их родители в большинстве молодые люди комсомольского возраста. Невозможно представить себе, что все они пошли в церковь в силу глубокой веры в Бога. Многие из них до этого там никогда не бывали и вряд ли снова пойдут. В большинстве случаев молодые парни и девушки, комсомольцы не находят в себе силы противостоять требованиям религиозных родителей.

Основное внимание в атеистической пропаганде следует уделять индивидуальной работе с верующими. Там, где эта работа ведется правильно, вдумчиво, она приносит хорошие результаты. Тому есть примеры и в нашем, Вшанском районе. В прошлом году в комитете комсомола узнали о том, что комсомолка из села Гадюкино, член пленума комитета комсомола Нина Есипова собирается венчаться. С Ниной и ее женихом много беседовал секретарь комсомольской организации колхоза «Красная слеза» Петр Яценюк. В результате девушка отказалась подчиниться требованиям родителей. Оружие из рук религии надо выбивать не рассуждениями о вреде религиозных обрядов, а прямым противопоставлением им наших советских обрядов. Это не только торжественная регистрация брака в сельском совете, загсе, но и чествование ветеранов труда, старейших, это серебряная, золотая, комсомольско-молодежные свадьбы.

Так что не только надо отнимать у церкви народные обряды, но и создавать свои. Многие праздники входят в жизнь. В ряде городов нашей области стало традицией проводить праздник вручения первого паспорта, в котором участвуют работники милиции, старшие товарищи, которые рассказывают о значении «молоткастого, серпастого советского паспорта». Есть обычаи посвящения в рабочие, проведения «Дня первой получки». Во всех райкомах и горкомах ВЛКСМ области проходят праздники вручения комсомольского билета. Обычаем стало торжество после окончания школы, вуза. Да, новые обряды пробивают себе дорогу. Только много препятствий встречают они на своем пути. И вот одно из них. Нет должных сценариев этих обрядов, организуя их, комсомольцы проявляют порой слишком мало выдумки. Вместо красивого и сильного обряда на свет вновь появляется обыденность и казенщина. Если обряд не эстетичен, не своеобразен, то он не будет жить, вся его сила пропадает. Дело драматургов, режиссеров, писателей создать сценарии обрядов. Ведь обряд в известном роде – массовое театральное действие. И кому, как не им, написать его? Написать такой, чтобы он был красивее церковного, соответствовал духу времени.

После продолжительных аплодисментов слово взял заведующий клубом села Бухое товарищ Апанасенко:

– Дорогой товарищ Свинаренко очень хорошо сейчас сказал про то, что нужно создавать новые обряды. И мы в нашем сельском клубе очень в этом направлении сильно продвинулись. Здесь мы привлекли бывшего попа, Павсикахия Акакиевича Вонмигласова, который под воздействием советской действительности не смог больше находиться во мраке невежества, публично заявил о своем разрыве с религией и стал работать в нашем клубе в должности массовика-затейника. И вот он очень хорошо разработал сценарии гражданских обрядов, молодежь едет в наш клуб даже из других районов.

Товарищ Свинаренко информацией заинтересовался, и выразил желание на одном из таких обрядов поприсутствовать. Через неделю он был уже в клубе села Бухое, размещенном в недавно закрытой церкви, из которой были убраны иконы и все, что напоминало об истинном назначении этого здания, а вместо них были развешаны портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Хрущева, разных ответственных членов партии и правительства, а также несколько картин, по мысли их авторов возбуждающих в тех, кто на них смотрел гордость за славное революционное прошлое. Товарищ Апанасенко познакомил секретаря с массовиком-затейником – одетым в длинное белое одеяние, похожее на римскую тогу полного лысоватого мужчину с небольшой бородкой, облик которого дополнялся венком на голове.

– Вот это Павсикахий Акакиевич. Сегодня у нас гражданский обряд бракосочетания, – довольно сказал Апанасенко, уверенный, что обряд секретарю должен понравиться.

В клубе собралось достаточно много народа, все стояли. Жених с невестой стояли у входа в клуб на красном коврике. Массовик-затейник важно стоял в центре помещения. По его знаку сельский хор громогласно запел «Интернационал». Во время этого пения Павсикахий в своих тоге и венке важно приблизился к молодым и прочитал им наставление об обязанностях советских супругов.

После чего отвернулся от них и грозно прорычал: «Маркса чтение». Все почтительно склонили головы, а ведущий действа достал синюю книжечку и прочитал: «Современная семья содержит в зародыше не только рабство (servitus), но и крепостничество, так как она с самого начала связана с земледельческими повинностями. Она содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве».

Потом он открыл красненькую книжечку, предварительно поцеловав ее, и громогласно возгласил: «Ленина чтение». Свинаренко с удивлением увидел, что все в клубе, включая Апанасенко, опустились на колени. Зав. клубом ткнул секретаря в бок: «самого Ленина читают!», и под воздействием общей атмосферы тот тоже встал на колени.

А Павсикахий, закатив глаза ввысь прочитал: «Советская власть первая и единственная в мире уничтожила полностью все старые, буржуазные, подлые законы, ставящие женщину в неравноправное положение с мужчиной, дающие привилегии мужчине, например, в области брачного права или в области отношений к детям. Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках». После чего дал облобызать красную книжечку всем, включая и секретаря…

Свинаренко не запомнил чего еще было в ходе этого обряда, отметил только, что молодые должны были выпить общий стакан самогонки в знак того, что они вместе должны претерпевать горечи и, а также надетые на их головы венки из ромашек в знак того, что их брак по своему красив, но красота эта дешевая, так как пока они лишь на пути к светлому коммунистическому будущему…

– Ну как вам понравилось? – спросил Апанасенко у секретаря после завершения церемонии.

– Не знаю даже, поповщина какая-то, – растерянно ответил тот.

– Да как же поповщина, здесь же все наше советское! – начал горячо доказывать зав. клубом, убеждая, что их ценный опыт нужно распространить на весь район.

Впрочем, вскоре сняли Хрущева, и победное шествие атеизма по Советскому Союзу стало менее уверенным. И идея гражданских обрядов для Вшанского района стала не столь актуальна. Но, как слышал товарищ Свинаренко, в селе Бухое по прежнему практикуется то, свидетелем чему ему пришлось стать однажды…

*****

— Павел Иванович, неужели все прямо так и было? — недоверчиво улыбнулся священник.

— Примерно так, — усмехнулся тот. — Только еще хуже…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.