После окончания литургии к отцу Николаю всегда стояла целая очередь людей, желавших поговорить со священником индивидуально. Он никому не отказывал, и освобождался обычно лишь около двух часов дня. Отец Николай сразу предупреждал, чтобы сначала к нему подходили те, кто сможет быстро изложить свой вопрос, чтобы не задерживать остальных. В этот раз первым к нему подошел молодой человек, который сказал, что он хочет быть христианином и одновременно хочет быть успешным, но не знает можно ли это совместить.
Священник несколько минут думал, прежде чем начал отвечать. Привычка проповедовать придавала его речи некоторую высокопарность, но не мешала четкому изложению сути проблемы, как он ее видел: «Сегодня «успех» стал своего рода магическим понятием для большинства людей. «Успешный» в среднем представлении – значит богатый, имеющий власть, популярность, и все те «сопутствующие» блага, которые они с собой несут. Но боль, горе, страдания и мучения также реальны для миллиардера в вилле на Лазурном побережье, как и для нищего индуса, все достояние которого набедренная повязка …
Мы живем в обществе потребления, которое имеет свою систему ценностей, которые по сравнению с христианскими являются антиценностями. С детства людям внушается, что они пришли на землю для того, чтобы урвать максимум благ, желательно, не прилагая к этому никакого труда. При этом интересы других людей учитываются лишь настолько, насколько они могут быть полезны данному индивиду в достижении его краткосрочных или долгосрочных целей. Если же для того, чтобы взойти на свой олимп необходимо растоптать жизнь одному или тысяче других людей – что же, это издержки, «победителей не судят». Принцип «Homo hominy lupus est» сегодня прикрыт красочными диснеевскими обертками, но он не перестает быть от этого менее жизненным и страшным. И нельзя не заметить того, что дух времени все более властно заявляет о себе и внутри «церковной ограды».
Это не новое явление в церковной жизни. Всегда в истории, когда Церковь получала государственную поддержку, в нее устремлялось множество людей, стремящихся изменить весь строй церковной жизни в соответствии с общественным укладом. А те, кто пытался жить по евангельским заповедям, несмотря на все внешние перемены в мире, считались не вполне разумными людьми. Недаром еще апостол Павел написал: «если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3,18). Но очень трудно быть таким «мудрым, как змий» «безумцем», который в любых условиях сможет отличить «кесарево» от «Божия».
Все мы помним из Евангелия, что казни Господа Иисуса Христа требовали первосвященники единственной истинной на тот момент религии, в то время когда даже чиновник языческой империи робко, но все же пытался Его защитить… Что Его распятия требовали простые, по своему благочестивые последователи этой религии… И, помня это, мы должны понимать, что сама по себе формальная принадлежность к Истинной Церкви, без жизни по Евангелию, может ничем не отделять нас от образа мыслей и действий этих людей.
Две важнейших заповеди Христа, раскрывающие все многочисленные установления Ветхого Завета – любить Бога больше, чем себя и ближнего, как себя. Причем первое достигается только после того, как исполнено второе. Но при этом нужно научиться и себя правильно любить: не потакать страстям и необдуманным желаниям, а ясно представлять смысл и назначение своей жизни, и соответственно этому проходить ее. Тот, кто научился обращаться к Богу с молитвой, не будет никогда одинок; но одних молитв мало. Лишь тот, кто реально всегда старается поступать с ближним (а ближний, по Евангелию – это каждый человек, с которым сводит нас жизнь) так, как хотел бы, чтобы с ним поступили в подобной ситуации, обретает счастье уже в этой земной жизни. И, как христианин, он успешен».
— Смог ли я вам ответить? – спросил священник, закончив говорить. – Или опять слишком увлекся, отвечая, так что что-то осталось непонятным?
— Человек, успешный как христианин, может ли быть успешен в обычном понимании этого слова?
— В принципе да. Богатство, слава, власть сами по себе не являются чем-то греховным. Но если они становятся самоцелью, если человек начинает служить не Богу, а им – они, как, впрочем, и любые другие страсти, сжигают человека изнутри. Поэтому человеку, не имеющему богатства, власти и славы легче идти за Христом. Недаром в Евангелии рассказывается о молодом человеке, которому Христос предложил раздать свое имение нищим и идти за Ним, а он опечаленный отошел, потому что был богат…
Молодой человек поблагодарил священника и задумчивый вышел из храма. Проблема, волновавшая его, была сформулирована не совсем верно. Он стоял сейчас перед выбором: быть назначенным на хорошую должность в крупной корпорации, но для этого он должен был подставить своего лучшего друга. Но священник, сам того не ожидая, сказал то, что он хотел услышать: с другом нужно поступить так, как он хотел бы, чтобы он поступил с ним в подобной ситуации. А молодой человек не хотел, чтобы кто-то из близких предал его ради карьеры. И, приняв решение, он вдруг почувствовал себя счастливым, хотя, как ему тогда казалось, успехом пришлось пожертвовать…