Д. Л. Шукуров Рецензия на повесть А. А. Федотова «Семирамида»

 Повесть Алексея Федотова «Семирамида» (2014) рассказывает о тяжёлой судьбе ассирийской по национальности женщины, носящей имя легендарной древневосточной царицы. Художественное повествование основано на реальных фактах из жизни современной семьи, прошедшей через испытания «бандитских» 1990-х годов, личный подвиг и экзистенциальную катастрофу. Взлёты и падения сопутствуют жизни главных героинь повести – Семирамиды и её матери Вардии, а также их родным и близким людям. Описание событий материального плана бытия (вдохновение и разочарования первой любви, утрата иллюзий, зависть и ревность, жестокость человеческих поступков, драматические коллизии взаимоотношений между матерью и дочерью) перемежается с рассказом об уникальном духовном опыте становления личности.

Автором показаны размышления главной героини о смысле существования. Для маленькой девочки – Семирамиды – этот смысл вполне отчётлив и очевиден (хотя и очень наивно ей ощущается): её предназначение – в любви и верности к своему избраннику, к своим родственникам, к окружающим её людям (без разделения на «хороших» и «плохих»). Именно такой в её детском воображении была древняя царица Семирамида – добрая и справедливая, красивая и величественная, властная и одновременно хрупкая: «О царице Ассирии ходило много и других рассказов, которыми благоразумная мать не засоряла сознания юной неиспорченной девочки. Сказочное имя царицы обещало и её тёзке сказочную жизнь; то, что жизнь этой властительницы даже по легенде была не сладкой, её не страшило» (с. 7).

Бесстрашие восточного характера было в полной мере свойственно наследнице великого имени, а судьба посылает ей действительно немало испытаний. Согласно христианскому пониманию имени, человек призван в течение всей жизни возрастать – в меру предназначения, скрытого, в том числе в Собственном Имени, – борясь с присущими каждому из нас дурными наклонностями и страстями. И эта борьба, несмотря на то что ей споспешествует Сам Господь, всегда бывает трагической. Именно такой трагический опыт обретает главная героиня повести; однако в моменты падений и безысходного отчаяния ей всегда на помощь приходит Бог – в лице добрых и отзывчивых людей. Героиня обретает веру – вначале слабую, незаметную, едва формулируемую в мыслях и диалогах со знакомыми; а затем – отчаянно рвущуюся через сострадание и всепрощение к святости. Сила Божия «в немощи совершается» учил апостол Павел (2 Кор. 12:9-10).

Именно такой «немудрой», но отчаянно жаждущей веры, предстаёт Семирамида в конце жизни, когда горе и печали, жизненные невзгоды, все свои заботы и нужды она переживает с упованием на Бога, который, как известно, не медлит с ответом и помощью в лице святых. Св. Николай Чудотворец, о святой жизни которого узнаёт Семирамида из книг и рассказов близких людей, приходит на помощь в самую отчаянную минуту.

«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1Кор. 1:27-28) – повесть А. А. Федотова об этом.

Книга написана простым и ясным слогом, чутким к человеческим бедам писателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *